Академический час детской литературы - Ленинградская областная детская библиотека

Академический час детской литературыАкадемический час детской литературы — просветительский проект ЛОДБ, призванный познакомить библиотекарей и педагогов с современным научным знанием о детской литературе и детской книге.

Прежде всего проект посвящен истории советской детской литературы. Однако понятно, что современная отечественная детская литература не только продолжает литературные традиции, сложившиеся в XVIII-XIX веках в России, но и эволюционирует в диалоге с другими национальными традициями детской литературы.

Курс лекций посвящен самым разным вопросам истории и теории детской литературы, позволяющим не только по-новому взглянуть на известные факты из истории российской детской литературы, но и понять, как прошлое определяет сегодняшние особенности литературного процесса для детей в России.

Курс лекций (2019/2020)

Лекция посвящена истории формирования понятий «классика» и «классик» в русской культуре. Как формировался школьный канон чтения? Какова роль хрестоматий в создании пантеона классиков? Какие изменения претерпел состав классиков за последние два века и какова роль А.Д.Галахова, Н.К.Крупской и А.М.Горького в этом? Наконец, что для нас значит классика сегодня и как с этим жить детям?

В лекции речь пойдет о мифах, которые сложились вокруг сказок и загадок, о том, что такое материнский фольклор и чем он отличается от детского, и о том, как нынешние детские писатели и комиксисты используют в своих произведениях современный детский фольклор.

Чем В. Бианки отличается от Е. Чарушина? Кто из советских зообеллетристов был остроглазом, а кто унылым рисовальщиком? Почему сейчас Бианки должен больше нравиться детям, чем М.Пришвин или Г.Скребицкий?

Появление в детской литературе ребенка-героя, совершающего подвиг, связано с новыми концепциями детства, сформировавшимися в начале ХХ века. Как отреагировали педагоги на новый тренд? Какими причинами объяснялось любование детьми-воинами? Как эта мода на детский героизм повлияла на изображение детей в детской литературе о Великой Отечественной войне?

Герой-подросток, по закону жанра антиутопии, спасает мир во время вселенской катастрофы. Почему авторы выбирают на эту роль подростка? Как это связано с традициями детской литературы и детского чтения, а как — с реальными вызовами современности? Как современные представления о детстве связаны с идеями авторов подростковых антиутопий? Почему дети снова вынуждены идти на войну и последние ли это войны?

Война или войнушка? Почему так непросто говорить с современными детьми о Второй мировой войне? Что мешает? Почему легче говорить о врагах и труднее о жертвах войны? Советская детская литература о войне во многом устарела, она не умела говорить о детской травме и горьком опыте. Что предлагают современные детские писатели, что они наследуют в традиции изображения войны для детей, а в чем отступают от нее?

Чем болеют дети и взрослые в детской литературе, какие недуги принято было показывать, а о существовании которых предпочитали молчать. Как изображались физические немощи и психологические стрессы в советской детской литературе? Кто из детских писателей изображал сердечную недостаточность, а кто чудесное выздоровление инвалидов?

 Как библиотекарь может работать с современной детской литературой, героями которой являются особенные дети?

Как работать с классикой советской детской литературы? Какие подводные камни могут встретиться на читательском пути? Какие существуют проектные методы прояснения «темных» мест советской детской литературы? Ответам на эти вопросы посвящена лекция.

Видеоплейлист цикла лекций на нашем Youtube-канале

2019-2020
Контакты