Академический час детской литературы - Ленинградская областная детская библиотека

Академический час детской литературыАкадемический час детской литературы — просветительский проект ЛОДБ, призванный познакомить библиотекарей и педагогов с современным научным знанием о детской литературе и детской книге.

Прежде всего проект посвящен истории советской детской литературы. Однако понятно, что современная отечественная детская литература не только продолжает литературные традиции, сложившиеся в XVIII-XIX веках в России, но и эволюционирует в диалоге с другими национальными традициями детской литературы.

Курс лекций посвящен самым разным вопросам истории и теории детской литературы, позволяющим не только по-новому взглянуть на известные факты из истории российской детской литературы, но и понять, как прошлое определяет сегодняшние особенности литературного процесса для детей в России.

Курс лекций (2020/2021)

Проблема двойной адресации детской литературы заставляет задуматься о том, как и почему детские писатели зашифровывают отсылки к другим литературным (и не только) произведениям. К таким случаям можно отнести сказку Г.-Х. Андерсена «Снежная королева» и знаменитую фразу из нее — «Снип-снап-снурре, пурре-базелюрре». В ходе семинара И. А. Сергиенко предложила текстологический комментарий к этой цитате, а С. Г. Маслинская рассказала о современных подходах к чтению «темных» мест в детской литературе.

«Собирателям домашних библиотек»: от советского проекта к современным практикам хранения книг в семье
«Зарубежная литература в семейных библиотеках: ретроспективный взгляд

Семинар посвящен обсуждению сказки как жанра детской литературы. Народная, авторская, литературная – многообразие жанровых определений, употребляющихся со сказкой, будет рассмотрено в контексте истории дискуссий о том, подходит ли сказка для детского чтения, а такая жанровая вариация сказки, как фэнтези, будет представлена сквозь призму литературной доместикации, когда место действия произведения определенным образом организует сюжет.

Основные вопросы, на которые ответили лекторы: что такое борьба со сказкой? Как эволюционировала точка зрения педагогов и психологов на сказку в детском чтении? Что такое «петербургское фэнтези»?

Обучающий семинар посвящен современным инструментам исследовательской и популяризаторской работы с русской детской литературой. Новейшим инструментом в этой области является ДетКорпус, который к настоящему моменту содержит почти 2 тысячи прозаических произведений для детей, изданных с 1920-х по 2010-е годы. Интерфейс ресурса позволяет по-новому читать детскую литературу, строить запросы по темам, жанрам, персонам, событиям и т. п. Семинар посвящен обзору рабочих возможностей этого ресурса библиотечной работы с детской литературой.

Уход из жизни любого известного лица вызывает общественный отклик – мы можем проследить это на протяжении всей истории человеческой культуры. Однако формы этого отклика меняются вместе с реалиями эпохи. Еще не так давно на смерть значительных писателей откликались официальные инстанции, критики, собратья по цеху.

А реакция читателей оставалась в зоне приватных переживаний и обсуждений. Появление социальных сетей сформировало новую мемориальную культуру: теперь мы можем видеть и исследовать отклики почитателей и противников ушедшего из жизни писателя, видеть их количество, наблюдать полярные точки зрения и оценки.

Курс лекций (2019/2020)

Лекция посвящена истории формирования понятий «классика» и «классик» в русской культуре. Как формировался школьный канон чтения? Какова роль хрестоматий в создании пантеона классиков? Какие изменения претерпел состав классиков за последние два века и какова роль А.Д.Галахова, Н.К.Крупской и А.М.Горького в этом? Наконец, что для нас значит классика сегодня и как с этим жить детям?

В лекции речь пойдет о мифах, которые сложились вокруг сказок и загадок, о том, что такое материнский фольклор и чем он отличается от детского, и о том, как нынешние детские писатели и комиксисты используют в своих произведениях современный детский фольклор.

Чем В. Бианки отличается от Е. Чарушина? Кто из советских зообеллетристов был остроглазом, а кто унылым рисовальщиком? Почему сейчас Бианки должен больше нравиться детям, чем М.Пришвин или Г.Скребицкий?

Появление в детской литературе ребенка-героя, совершающего подвиг, связано с новыми концепциями детства, сформировавшимися в начале ХХ века. Как отреагировали педагоги на новый тренд? Какими причинами объяснялось любование детьми-воинами? Как эта мода на детский героизм повлияла на изображение детей в детской литературе о Великой Отечественной войне?

Герой-подросток, по закону жанра антиутопии, спасает мир во время вселенской катастрофы. Почему авторы выбирают на эту роль подростка? Как это связано с традициями детской литературы и детского чтения, а как — с реальными вызовами современности? Как современные представления о детстве связаны с идеями авторов подростковых антиутопий? Почему дети снова вынуждены идти на войну и последние ли это войны?

Война или войнушка? Почему так непросто говорить с современными детьми о Второй мировой войне? Что мешает? Почему легче говорить о врагах и труднее о жертвах войны? Советская детская литература о войне во многом устарела, она не умела говорить о детской травме и горьком опыте. Что предлагают современные детские писатели, что они наследуют в традиции изображения войны для детей, а в чем отступают от нее?

Чем болеют дети и взрослые в детской литературе, какие недуги принято было показывать, а о существовании которых предпочитали молчать. Как изображались физические немощи и психологические стрессы в советской детской литературе? Кто из детских писателей изображал сердечную недостаточность, а кто чудесное выздоровление инвалидов?

 Как библиотекарь может работать с современной детской литературой, героями которой являются особенные дети?

Как работать с классикой советской детской литературы? Какие подводные камни могут встретиться на читательском пути? Какие существуют проектные методы прояснения «темных» мест советской детской литературы? Ответам на эти вопросы посвящена лекция.

Видеоплейлист цикла лекций на нашем Youtube-канале

2019-2020
Контакты