Академический час детской литературы - Ленинградская областная детская библиотека

Академический час детской литературыАкадемический час детской литературы – просветительский проект ЛОДБ, призванный познакомить библиотекарей и педагогов с современным научным знанием о детской литературе и детской книге.

Прежде всего проект посвящен истории советской детской литературы. Однако понятно, что современная отечественная детская литература не только продолжает литературные традиции, сложившиеся в XVIII-XIX веках в России, но и эволюционирует в диалоге с другими национальными традициями детской литературы.

Курс лекций посвящен самым разным вопросам истории и теории детской литературы, позволяющим не только по-новому взглянуть на известные факты из истории российской детской литературы, но и понять, как прошлое определяет сегодняшние особенности литературного процесса для детей в России.

Курс лекций (2024)

В этом сезоне ЛОДБ повторяет удачный опыт прошлого сезона. Специалистов ждет не лекция, а ДИАЛОГ С.Г. Маслинской и И.А. Сергиенко, научных сотрудников Центра исследований детской литературы Пушкинский Дом РАН, коллег библиотекарей и всех, интересующихся детской литературой. Диалог, подготовленный на основе вопросов библиотекарей к одному новому произведению детской литературы. 

«Сенсор» Е. Немеш, изд. «Самокат»

Новинки детской и подростковой литературы. Проблематика, отраженная в этих книгах.

«Болотница» Т. Мастрюковой, «Убыр» Ш. Идиатуллина а также другие триллеры и ужастики

Т. Михеевой «Шесть миллионов моих шагов», изд. «Пять четвертей» и Л. Романовской «Кандидаты на вылет», изд. «Волчок»

  1. «Под ярким солнцем», вып.11.
  2. «За синей дверью», вып. 13.
  3. «Полоски света», вып. 14.

Книга выбрана из списка библиотеки п. Коммунар.

Курс лекций (2022/2023)

С курса лекция 2022/2023 произошло изменение формата проведения курса. Новый формат: диалог С.Г. Маслинской и И.А. Сергиенко, подготовленный на основе вопросов библиотекарей к одному новому произведению детской литературы. Произведение выбирают сами библиотекари.

На семинаре – обсуждение повести А. Провост «Падение»

На семинаре – обсуждение книги Г. Кормана «Рестарт», (издательства Розовый жираф, 2020).

На семинаре – обсуждение книги Е.  Рудашевского «Пожиратель ищет Белую сову», (издательства КомпасГид, 2003).

На семинаре – обсуждение книги А. Зеньковой «Григорий без отчества Бабочкин», (издательства КомпасГид, 2020 г.).

На семинаре – обсуждение повести А. Схап «Лампёшка» (Издательство «АСТ», 2022 г.).

На семинаре – обсуждение повести Ш. Идиаттулина «Возвращение „Пионера“» (Издательство «АСТ», 2022 г.).

К первому семинару для обсуждения предлагалась повесть О.В. Колпаковой «Полынная елка» (Издательство «КомпасГид», 2017 г.).

АРХИВ 2019-2022

Курс лекций (2021/2022)

В начале XIX века, с момента, когда начинает складываться русская национальная литература для детей, в ней заметное место занимают путевые очерки, написанные от лица подростков, знакомящихся с просторами родной страны – Российской империи. Просветительская задача познакомить юных россиян с географией и этнографией страны решается во множестве разножанровых изданий (от беллетристики до науч-попа), которые вот уже 200 лет издаются на русском языке. Как начиналась путевая проза для детей в России? Что общего между «Турксибом» В. Шкловского и «Транссибом» А. Литвиной и А. Десницкой? Зачем современные писатели обращаются к большим нарративам о просторах Российской Федерации и с какими целями это делали их предшественники в ХХ веке?
В обсуждении приняла участие Александра Литвина, одна из авторов книги-панорамы «Транссиб».

В силу специфической агентной структуры детского чтения, когда взрослый пишет/редактирует/издает/продает/покупает/читает ребенку, а последний зачастую рассматривается как пассивный участник, ротация книг в круге детского чтения подчинена взрослым предпочтениям.

Какие книги, некогда читанные нынешними взрослыми, продолжают издаваться, продаваться и покупаться? Что это говорит о системе ценностей современных взрослых и своевременны ли эти ценности сегодня? Как изменилась за последние 20 лет ситуация с изданием Гайдара и Андерсена, которые были в топе советского книгоиздания для детей, и как это характеризует мир, в котором мы живем?

Миф, эпос, предание, легенда… Коллективное конструирование прошлого – важная часть национального самосознания. В преданиях о Петре Первом и былинах об Илье Муромце реализуется потребность в героическом прошлом, демиургах и защитниках.

Интеграция в массовую культуру мифологических героев эпоса (Мерлина, короля Артура, Робин Гуда и многих других) имеет ту же природу. Создание тех или иных фольклорных и литературных нарративов о «героях былых времен» находится в тесной связи с текущей культурно-исторической ситуацией.

Ретроспективное изображение детства в детской литературе – это реакция на общественный интерес к процессу становления человека, возникший во второй половине XIX века. С появлением первых (авто)биографических произведений о детстве начинают складываться модели, по которым детство принято изображать, а затем и шаблоны, которые писатели ХХ века пытаются преодолеть.

Семинар был посвящен современному прочтению известных и забытых произведений о детстве, поиску новых интерпретаций биографической прозы для детей.

В чем причина популярности комиксов у читателей?
Какими рецептивными свойствами должен обладать читатель, чтобы получить удовольствие от разглядывания картинок?
Являются ли эти рецептивные особенности новыми навыками XXI века или они универсальны для человечества?
Какие тенденции текущего времени способствуют популярности комикса среди детей и взрослых?

«Голубая чашка» Гайдара была опубликована в 1936 году, «Хоббит, или Туда и обратно» Толкиена — в 1937.
Что связывает эти два произведения, кроме годов издания? Как и почему притча и эпос становятся жанром детской литературы? О каких вневременных свойствах диалога взрослых и детей это говорит?

Готический роман, возникший в европейской литературе в конце ХVIII века, считается одним из первых жанров массовой литературы. То утрачивая, то вновь обретая популярность, готический роман остается заметной частью современной культуры, в том числе являясь одним из излюбленных жанров в чтении детей. В ходе семинара мы познакомились с тем, как современные российские авторы используют традиционные приемы создания страшного пространства в современной детской horror литературе и какие новые «места ужаса» появились в последние десятилетия.

Включение в литературное произведение разнообразных форм бытовой письменности – явление относительно новое.
С начала XX века писатели размещают в произведениях для детей самые разные «документы эпохи» – записки, афиши, вырезки из газет, фрагменты стенгазет и многое другое. Какова роль подобных вставных элементов? Что дает для понимания произведения умение их анализировать?
На материале произведения столетней давности («Дневник Кости Рябцева» Н. Огнева) и современной прозы (Д. Морозинотто «Дневники Виктора и Нади. Ленинград 1941») мы научились анализировать использование различных документальных жанров в детской литературе.

Курс лекций (2020/2021)

Семинар посвящен особенностям наррации в детской литературе.

За каждым голосом в прозе, адресованной детям, стоит взрослый рассказчик. Как этот «скрытый взрослый» (П.Нодельман) может явить себя в разных лицах и масках? Как проявляется взрослая дидактика и удается ли ребенку вставить свое слово в поток взрослых поучений и наказов?

В ходе семинара И. А. Сергиенко предложила ответы на эти вопросы на материале повести Ю. Сотника «Приключение не удалось», а С. Г. Маслинская рассказала об эволюции рассказчика в русской детской литературе.

Проблема двойной адресации детской литературы заставляет задуматься о том, как и почему детские писатели зашифровывают отсылки к другим литературным (и не только) произведениям. К таким случаям можно отнести сказку Г.-Х. Андерсена “Снежная королева” и знаменитую фразу из нее – «Снип-снап-снурре, пурре-базелюрре». В ходе семинара И. А. Сергиенко предложила текстологический комментарий к этой цитате, а С. Г. Маслинская рассказала о современных подходах к чтению “темных” мест в детской литературе.

«Собирателям домашних библиотек»: от советского проекта к современным практикам хранения книг в семье
«Зарубежная литература в семейных библиотеках: ретроспективный взгляд

Семинар посвящен обсуждению сказки как жанра детской литературы. Народная, авторская, литературная – многообразие жанровых определений, употребляющихся со сказкой, будет рассмотрено в контексте истории дискуссий о том, подходит ли сказка для детского чтения, а такая жанровая вариация сказки, как фэнтези, будет представлена сквозь призму литературной доместикации, когда место действия произведения определенным образом организует сюжет.

Основные вопросы, на которые ответили лекторы: что такое борьба со сказкой? Как эволюционировала точка зрения педагогов и психологов на сказку в детском чтении? Что такое «петербургское фэнтези»?

Обучающий семинар посвящен современным инструментам исследовательской и популяризаторской работы с русской детской литературой. Новейшим инструментом в этой области является ДетКорпус, который к настоящему моменту содержит почти 2 тысячи прозаических произведений для детей, изданных с 1920-х по 2010-е годы. Интерфейс ресурса позволяет по-новому читать детскую литературу, строить запросы по темам, жанрам, персонам, событиям и т. п. Семинар посвящен обзору рабочих возможностей этого ресурса библиотечной работы с детской литературой.

Уход из жизни любого известного лица вызывает общественный отклик – мы можем проследить это на протяжении всей истории человеческой культуры. Однако формы этого отклика меняются вместе с реалиями эпохи. Еще не так давно на смерть значительных писателей откликались официальные инстанции, критики, собратья по цеху.

А реакция читателей оставалась в зоне приватных переживаний и обсуждений. Появление социальных сетей сформировало новую мемориальную культуру: теперь мы можем видеть и исследовать отклики почитателей и противников ушедшего из жизни писателя, видеть их количество, наблюдать полярные точки зрения и оценки.

Курс лекций (2019/2020)

Лекция посвящена истории формирования понятий «классика» и «классик» в русской культуре. Как формировался школьный канон чтения? Какова роль хрестоматий в создании пантеона классиков? Какие изменения претерпел состав классиков за последние два века и какова роль А.Д.Галахова, Н.К.Крупской и А.М.Горького в этом? Наконец, что для нас значит классика сегодня и как с этим жить детям?

В лекции речь пойдет о мифах, которые сложились вокруг сказок и загадок, о том, что такое материнский фольклор и чем он отличается от детского, и о том, как нынешние детские писатели и комиксисты используют в своих произведениях современный детский фольклор.

Чем В. Бианки отличается от Е. Чарушина? Кто из советских зообеллетристов был остроглазом, а кто унылым рисовальщиком? Почему сейчас Бианки должен больше нравиться детям, чем М.Пришвин или Г.Скребицкий?

  • Как дети стали героями?

Появление в детской литературе ребенка-героя, совершающего подвиг, связано с новыми концепциями детства, сформировавшимися в начале ХХ века. Как отреагировали педагоги на новый тренд? Какими причинами объяснялось любование детьми-воинами? Как эта мода на детский героизм повлияла на изображение детей в детской литературе о Великой Отечественной войне?

Герой-подросток, по закону жанра антиутопии, спасает мир во время вселенской катастрофы. Почему авторы выбирают на эту роль подростка? Как это связано с традициями детской литературы и детского чтения, а как – с реальными вызовами современности? Как современные представления о детстве связаны с идеями авторов подростковых антиутопий? Почему дети снова вынуждены идти на войну и последние ли это войны?

  • Семинар «Ретроспектива войны: детская литература о коллективной травме»

Война или войнушка? Почему так непросто говорить с современными детьми о Второй мировой войне? Что мешает? Почему легче говорить о врагах и труднее о жертвах войны? Советская детская литература о войне во многом устарела, она не умела говорить о детской травме и горьком опыте. Что предлагают современные детские писатели, что они наследуют в традиции изображения войны для детей, а в чем отступают от нее?

Чем болеют дети и взрослые в детской литературе, какие недуги принято было показывать, а о существовании которых предпочитали молчать. Как изображались физические немощи и психологические стрессы в советской детской литературе? Кто из детских писателей изображал сердечную недостаточность, а кто чудесное выздоровление инвалидов?

 Как библиотекарь может работать с современной детской литературой, героями которой являются особенные дети?

Как работать с классикой советской детской литературы? Какие подводные камни могут встретиться на читательском пути? Какие существуют проектные методы прояснения «темных» мест советской детской литературы? Ответам на эти вопросы посвящена лекция.

Видеоплейлист цикла лекций на нашем Youtube-канале

Новости проекта по тегу

2019-2020
Контакты