Астана - Ленинградская областная детская библиотека
Россия-Казахстан

9 октября

В ПОТОКЕ СОЛНЦА И КНИГ

Дом книги им. Ибрая Алтынсарина, издательство «Алматы китап». Книжный каскад в потоках света. Замечательно, что первая встреча – диалог о проекте «Россия – Казахстан. Открытое чтение без границ» происходила в пространстве, созданном для радости от ощущения: с книгой я – на высоте.

Учителя со всех сторон Республики Казахстан. Идеи, позиция, размышления и вопросы: какие книги надо давать читать детям, какие, они, наши дети, что хотят от книги, которую выбирают?

Восхождение к природе детской книги вместе с прозаиком и поэтом Наталией Волковой вдохновило участников дискуссии на пристальный взгляд в сторону ребенка, на героя современной книги, от поэтики образа, сюжета до тонкостей стиля, жанра.

События в литературном процессе российской и мировой детской литературы, взгляд на эти события «со стороны подростков» – участников Проектов ЛОДБ, их казахстанских сверстников, пристальное внимание к писателям – героям «Книжного Выборга-2023». Новый поворот в сюжете нашей встречи: как открыть, понять современного ребенка, чтобы быть рядом с ним в книжном потоке.

Происхождение детских писателей. Страстный рассказ Н. Волковой о плеяде своих сверстников-писателей в детской литературе России, объединил собеседников в размышлениях о молодых казахстанских творцах. Вице-президент издательства «Алматы китап» Гульнур Кудайберген предложила провести встречу детских писателей России и Казахстана на «Книжном Выборге-2024».

Культура открытия новых возможностей, благодаря Проекту, безграничный интерес к диалогу с детьми в живом, меняющемся, развивающемся пространстве книг. Поддержка и утоление желания слушать друг друга – это главные события хроники первого дня.

Людмила Степанова

ЦВЕТНЫЕ ИСТОРИИ ИЛИ «КАКТАРАЗ»

Откуда берутся стихи? Из головы писателя? Из букв? Или из книг? Прозвучало, «пронеслось» над головами второклассников слово «вдохновение». Новые вопросы, взгляды и улыбки, удивленные возгласы. А что такое вдохновение? Радость, от которой хочется писать? Или что-то еще? Оказалось, что и от страха можно написать стихотворение, и от грусти.

«Будем спасать белые листочки, которые у вас в руках, от одиночества!» И всю встречу дети волновались, как же, как они будут их спасать. И опять открытие: надо написать название своего любимого цвета, что с этим цветом ассоциируется, а, если получится, то и сказку про этот цвет.

Из шума и хаоса, движения и смеха родилось голубое небо и море, радужная жизнь, черный волк и черная тоска, опасный красный цвет, который делает человека таким злым, что его нельзя успокоить.

Один мальчик создал эпос про цвет аквамарин под названием «Кактараз»: «Море и небо были без цвета. И цвет пришёл. Аквамарин и аквамарин слились в Море и Небо». Хочется продолжить этот эпос известным: «И был день первый» …

Мы все вместе, неожиданно для самих себя, открыли один из поэтических законов: стихи действительно пишутся от вдохновения, которое приходит из-за сильных эмоций, переживаний, ассоциаций, а поэтичные образы иногда рождаются из проживания цвета. Цветная история.

Наталия Волкова

10 октября

ЛЮДИ ПРЕКРАСНЫ!

КОГДА УЛЫБАЮТСЯ, ВИДЯТ ДРУГ ДРУГА И ЧИТАЮТ … СЕБЯ

Войти в библиотеку на улице Достык, 11 невозможно, если не поднять глаза к небу. Его свод – близкий и ярко-синий, небесной чистоты – рядом. Это тайна архитектурного замысла Национальной Академической Библиотеки Казахстана. Близость к человеку и небу.

Естественно, взрослые, школьные библиотекари Астаны и ближайших окрестностей, детей прекрасного десятилетнего возраста, гимназистов, лицеистов, школьников, расположили в первых рядах. Невидимая граница из неловких движений детей, их взглядов «украдкой», молчание, шорох шепотов, неподвижные лица взрослых, редкий блеск любопытных глаз, настороженный интерес к предстоящему событию – «Открытому чтению. Без границ».

       Мы с Наталией Волковой благодарны организаторам: зал – модель реальности. Взрослые и дети. И время взрослых, и время детей в предстоящей встрече, чтобы прочитать себя, как текст, как новую книжную историю. Как? Зачем? В Библиотеке, чей купол – традиционная казахская графика верхнего круга юрты, возможно все.

            Увидеть другого человека, чтобы возник диалог. Герои будущего текста, который творится здесь и сейчас. Отроческие глаза, созерцающие взрослого, читающие лицо, разгадывающие чувства, настроение. Люди соприкасаются улыбками. Взрослые открываются радостью движения навстречу подростку. Рождается чудесный текст. Проговаривается, звучит.

            Доверие, бескорыстный интерес к другому и к себе – необходимая основа вдохновенного чтения. Выход за собственные границы, и дети обнаруживают себя в… приключении. Оказывается, тексты книг Е. Рудашевского, Н. Дашевской, А. Анисимовой, Н. Волковой, А. Кравченко, М. Яснова, С. Махотина проявляют красоту и героев близких мест рождения и жизни.

            Я – город. Какой я? Превратить себя в любимый город, написать от его имени сложно? Да. Ведь придется представить его характер, прожить его историю, чувства, отношение к миру и людям. И детям удалось. «Я – Астана», «Я – Рудный», «Я – Алматы». А дальше, через текст и образы, они раскрывали не только душу города, но и свою собственную. «Я – Париж. Прекрасен и велик, я не стар, но и не нов, я красив и ярок, посреди меня башня высока, она прекрасна». «Я – лес. Я бываю маленьким и большим, я очень спокойный и красивый… Там свежий воздух, животные, дикие и красивые…». «Я город… Я старый! Меня зовут Алматы… Я прекрасный, признаю это! У меня в горах обитают медведи, олени, волки, белки. У меня много тайн».

            Перевоплощение. Размышляя о любимых местах, дети проговаривали, кто они такие, смотрели на себя со стороны, как герой стихотворения «Облака»:

Когда скучаю я слегка

Над трудною задачей,

Смотрю тогда на облака,

Они в окне маячат.

И думаю: «А все же,

На что они похожи?»

Когда скучают облака,

По небу проплывая,

То на прохожих свысока

Глядят они зевая

Отгадывают тоже,

На что мы все похожи?

Чудо читающих все подряд детей: и человека, и город, и лес, и небо – хорошая история. И цвет, и звук, и чувства. Чтобы понять друг друга.

Н. Волкова

Л. Степанова