Семинар в Вырице - Ленинградская областная детская библиотека

Вырица 24.04.24

ОРЕДЕЖСКОЕ ДЕТСТВО. ОПЫТ ПРОЧТЕНИЯ БИБЛИОТЕКАРЯМИ.

 Всем известно это явление – «Верхний Оредеж» – уникальный ландшафт, где жили, живут и будут жить дети, погружаясь в культуру памяти семьи и рода. Вырастая, взрослея.

24 апреля, в Вырицкой детской библиотеке, собрались библиотекари Гатчинского района. Чтобы осмыслить, открыть для себя опыт современного «оредежского детства». Ответить на вопрос, как традиции, символы, пейзажи, время и пространство «Верхнего Оредежа» дети и подростки наполняют/дополняют своей культурой, своим опытом взросления.

«…А мир – прекрасен, как всегда.» – последняя строка поэмы А.Блока «Возмездие», как и содержание всех ее частей, включая предисловие, открывает множество поводов для размышлений о современном детстве. Как присваивают/осваивают время и пространство, данное им для рождения и жизни дети в 3-4, 7-9, 10-15 лет. Что и как ими чувствуется в семейных архивах, на берегах рек, по дороге в школу, у памятников и старинных домов? Л.Степанова рассказала об особенностях погружения ребенка в духовные, культурные, бытовые подробности жизни. Были открыты книги В.Зеньковского, Ф.Дольто о влиянии физических, душевных особенностей детей на их интерес, понимание, потребности в жизни и чтении.

Зачем это помнить библиотекарю? Чтобы поддержать ребенка в необходимости проговорить себя, открыть родителям те книги, которые их объединят с детьми. Главное –напомнить о повседневности для изучения, исследования, воспоминаний. Самое ценное, чем обладает библиотека и ее библиотекарь – сбор, хранения и трансляция детских открытий в публичном пространстве. Как в книгах, так и в жизни.

Как это можно делать с книгой в руках, по книге, благодаря книге? Методист Музея-Усадьбы «Рождествено» Д.Шумилов провел творческую мастерскую прочтения романа В.Набокова «Другие берега», чтобы увлечь библиотекарей «книжной прогулкой» по берегам Оредежа. Концепция, методика погружения в ландшафт оредежского детства В Набокова – близкий, вдохновляющий «урок».

Опыт подобного прочтения развивался на «Библиотечных студиях», которые провели на семинаре библиотекари Вырицкой детской библиотеки.

Объединившись вокруг книг, библиотекари начали поиски идей, темы, героев, интонации своих диалогов с детьми и подростками. Обычное дело? Нет! Потому что надо поменять позицию: начать движение «не от книги», а «от ребенка и подростка» – к книге. Оказывается, подобное изменение движения – хороший способ озарения интересными идеями для погружения в текст вместе с читателями. «Студийцы на час», библиотекари, были успешны в пристальном, проницательном проникновении в сюжет, поэтику, истории и героев на стороне детей. Книги распахивались в том месте, которое больше всего вызывает напряжение и конфликты в жизни, или напротив – согласием и любовью.

Как из хаоса рождается гармония, понимание человека и ближайших окрестностей мира? Художница Катя Толстая, иллюстрациями к сборнику стихов М.Цветаевой «Мой рыцарь» призналась, как ей удалось линиями, композицией, цветом передать мелодию жизни двух девочек, сестер. Их детство, как они растут и любовь. Библиотечный опыт прочтения детства. Творчество понимание ценности слова и текста. Для укоренения в мире.

Выставка иллюстраций Кати Толстой продлена в Вырицкой детской библиотеке до 5 июня 2024 года.

26.04.2024
Контакты

Семинар в Вырице