АПРЕЛЬ. БИБЛИОТЕКАРИ. ВОЛОСОВО
«Весенний библиотекарь», как весеннее небо, которое отражает и звуки, и запахи, и цвет, и свет, и настроение, и ветер. 10 апреля в Центральной городской библиотеке собрались почти все библиотекари района на Семинар – погружение (автор Л. Степанова) по теме: «Современные дети и подростки. Библиотечные стратегии диалога и чтения». Зачем? Чтобы почувствовать и понять детство, отрочество, юность.
В сообществе весенних библиотекарей из Волосово, Бегуниц, Зимитиц, Торосово, Извар, Терпилиц и… (далее – по карте) семинар превратился в четыре часа «уроков» с приключениями, радостью поиска идей, чтобы открыть свою библиотеку заново, «будто впервые».
Урок первый. Открытость и доверие в диалоге. Первая часть нашего семинара –исследование, понимание перспектив развития ребенка в первом детстве, во втором детстве, в отрочестве и юности (периодизация В.В. Зеньковского). Интересно, но требует «выхода» библиотекаря за границы привычного: «Была бы книга, а ребенок найдется…», или: «Устроим, квест, игру, конкурс, через книгу научим, привьем, приобщим». А если поменять позицию и «быть на стороне ребенка» (Ф. Дольто)?
Урок второй. Мышление и речь о детях. Весенние библиотекари в Волосово умеют задавать вопросы – себе. На понимание детей. Как открыть ребенка, или подростка ему самому, чтобы не забывал замечательное и интересное в себе? Важный мотив детского чтения. Проговаривать чувства детей, исполняя их желание быть услышанным.
Урок третий. Свобода в поиске идей, опыт дизайн-мышления и проектирования.
Главное качество атмосферы этой части встречи – интерес коллег друг к другу. Понимание как, в каком алгоритме рождается проект. Поиск формы выражения (вербализации) мыслей проекта. Самое сложное – преодолеть стереотипы «формулы», привычные, но «бессмысленные» для сути проекта.
«Человек – человеку!» – идея проекта для подростков, цель которого – развитие эмпатии к сверстникам и взрослым у человека 12-15 лет. В содержании – открытие вместе с подростками в тексте литературы и в «тексте» жизни их способностей принятия другого человека.
«Твое настроение в библиотеке!» – проект открытия библиотеки вместе с детьми 7-9 лет. «Оборудование» библиотеки настроением детей, выпуск «Альманаха настроений литературных героев», диалог с ребенком о его опыте со-бытия с другими.
«Я чувствую!» – создание в библиотеке пространства для встречи ребенка 3-4 лет с самим собой и родителями, чтобы говорить, рассказывать, слушать, читать, рисовать. Библиотекари подчеркивают ценность открытия родителям их говорящего и фантазирующего ребенка, чтобы принять его чувства, интересы. Это основа будущего желания читать.
«Приглашение к путешествию: чувствовать, говорить, воображать, создавать» – проект для новых открывателей мира 5-6 лет. Библиотекари будут поддерживать малышей в создании «мира заново» в ближайшем ландшафте. Созерцание, познание, воображение для понимания волшебства и глубины мироустройства. И книга – пространство разглядывания близкого и далекого.
«Встретимся в моем детстве» – экспедиция «из» собственного детства детей и подростков 7-12 лет в детство родителей, бабушек, дедушек. Объединение детей и взрослых родовой памятью, отношением к судьбе близких, традициям чтения, праздников, реликвиям и символам семьи.
Фото/видеоматериалы – на страничке ВКонтакте библиотеки.
- Первая часть семинара
- Прежде чем, читать ребенку лекции о пользе книги, нужно, в первую очередь, задуматься о его душе
- С возрастом маленькому человеку открывается больше возможностей, в том числе умение читать и писать
- Завершение первой части семинара
- Тема второго блока семинара-погружения – «Проектная деятельность»
- Настало время библиотекарям Волосовского района проявить себя
- Мозговой штурм
- Самое волнительное – защита проектов
10.04.2024
Контакты