«ШДЧ-2024», ДЕНЬ ПЕРВЫЙ: ШЁПОТ. ШУМ И ХАОС… ДУША ОТДЫХАЕТ
Поток голосов, движение, прерывистое, как порхание. Удивление, настороженность, любопытство, интерес, безразличие, молчание. Интонации, чувства в большом собрании людей 12-16 лет – время и пространство создания нового, до сих пор небывалого. Здесь и сейчас. В Школе Детского Чтения. ШДЧ – 24. Ноябрь, в 22 раз. Пятое «поколение» лидеров чтения устраивает для себя и сверстников события. Зачем? «На этой встрече главной фразой была такая: «Вы создаёте свой мир»… у меня загорелась идея и мысль, как её воплотить в жизнь. В этот раз я работала одна, но, как бы странно это не звучало, мне это пошло на пользу. Работать над своей вселенной очень увлекательно!» – Валя Т. высказала одно из существенных желаний подростка. Испытать озарение мыслью, проговорить, ощутить движение мысли в собственной речи, которую услышали, поняли, оценили и сверстники, и взрослые. Непременно совершить поступок, действие по осуществлению придуманного. В ШДЧ – это возможно. В слове, в тексте, в графике. Создать видимый всеми прототип задуманного. Эфемерно? «Наивный» реализм не действия, а симулирования? Нет!
В этом году мастера и вдохновители для подростков – Анна Занадворова, прозаик, поэт, лингвист-исследователь, Ева Немеш, прозаик, поэт, Ольга Лаврентьева, художник. Что мгновенно распознают, проницают, переживают подростки, оказываясь, кто по воле взрослых, а кто по собственному выбору, в одном времени с героями и событиями прозы, поэзии, графики? Что с ними происходит в тексте художественного произведения? Всей душой и телом, чувствами и воспоминаниями, юные и дерзкие люди видят себя в «зеркале», где они – глазами другого человека, где есть напряжение и поиск себя, возможность эмоционально прожить ошибки, тревоги, радость, страх, восторг.
Осуществленное действие, мыследеятельность, сопереживание, интерес, воображение, речь, обращенная к себе и другому. Этому посвящены часы подростков в труде и творчестве, когда время им кажется мгновением, так им интересно!Творческая мастерской Ольги Лаврентьевой по созданию Мира обитания детей и взрослых, Исследовательская лаборатория Анны Занадворовой «Как разговаривают дети и родители. Самое интересное и неизвестное». Литературная студия Евы Немеш «Время историй о взрослых, детях и животных, которые еще не написаны». Зачем? Мирослава: «придумать и осуществить», Александра: «Узнать себя», Аким: «пережить взрыв… вдохновение. Я открыл свою выставку книг! Очень запоминается радость», Кирилл: «… отвлечься от повседневности, в 15 лет устаешь, хочется успеха».
То, что натворили, пересоздали заново, более сотни подростков в первый день ШДЧ-2024, – наша с вами надежда и свет, радость в ноябрьских сумерках. Почему? Потому что свет творчества подростков проявляет замечательных, идеальных взрослых вокруг них. Верно заметила художница Ольга Лаврентьева: «Белые, пустые листы бумаги. Ничего не было, пришли люди и сотворили…».
Что будет дальше? Во второй день ШДЧ-2024? Подростки, непредсказуемые, свободные, творящие. Свет в сумерках.
ШДЧ – 2024: ДЕНЬ ВТОРОЙ. СОТВОРЕНИЕ МИРА ЧЕЛОВЕКА
«Классы» ШДЧ – особое состояние юного разума и души. Атмосфера обращения к себе рядом с писателем, художником. Ситуация волнения и удивления тому, что «простое» слово и простой карандаш проявляют глубину, красоту, тревогу, гармонию – весь мир. И мир человека.
Созерцание, проницание, понимание восторг и удивление, мышление словом и линиями. Можно ли проявить все оттенки белого, до сияния, праздничного цвета и света, простым карандашом? Можно!
В Мастерской Ольги Лаврентьевой весь день люди от 10 до 15 испытывали себя. Вдохновенно создавали километры линий, их переплетений, причудливых форм, чтобы возникли «их» миры человека. С особой пристальностью и точностью выбирали символы этого мира на библиотечной стене: Река и Храм, Школа и Мосты, Магазины и Парки, Библиотека и Главный перекресток, «откуда можно прийти, приехать во все стороны света города, огромного живого мира, меняющегося и прекрасного, знакомого и таинственного. Пристальное рассматривание – проживание подростком себя среди людей. Творчество. О человеке, самом близком, или случайном прохожем.
Услышать, как говорят современные подростки… Интонации, ритм, смыслы, чувства. Мысль, рождение мысли, поиск глаголов и существительных, многоточие, вздох, чтобы возникла метафора, молчание для обнаружения символа и… появляется человек. Его образ, характер, портрет, события – мир вокруг преображается. Просто? В труде по сотворению человека, словом, подросток проявляется сам.
Можно бесконечно смотреть на подростков среди потока книг, как на течение Плюссы, прозрачным осенним днем, прислушиваясь, как стекают капли с сияющих яблок на ветках у самого берега. Додумались же они, книгами, проявить чувства. Выставка «В ожидании снега». Стремительно выбрали книги, не забыли, для поддержки, улыбнуться: «Скоро выпадеД снег!».
Подросток «внутри» книги, рядом и с книгой в руках, увлеченный, или равнодушный, ищущий книгу или избегающий. Разные, непредсказуемые, сложные, таинственные пути к книге.
Писатель, лингвист Анна Занадворова, Ева Немеш, автор двух бестселлеров для подростков «Сенсор» и «Субтитры», объединили детей для размышления и открытия, переживания: что «я», прямо сейчас могу создать словом? Вкус слова, рождение собственной речи, мышление словом яркое, острое до графической четкости. Живопись словом, экспрессивная, для ассоциаций, реалистичная, фантастическая.
Текст подростка! Как хорошо, что Ева Немеш, и Анна Занадворова, с доверием к подросткам, сообразно тайным и явным желаниям, открыли им возможность услышать собственный голос. Звучание голоса подростка красотой и глубиной чувств и мыслей! Утолив жажду растущего человека проговорить мир людей, природы – всего, что он видит и понимает. Проговорить, творя заново! В диалоге, в эссе, очерках, наблюдениях, свидетельствах, заметках.
Подростки читают книги, чтобы читать жизнь, создают свои тексты. Такова реальность. Мы вольно или невольно, все, являемся учениками особой «школы» – школы детского чтения нашего мира.
ДЕНЬ ТРЕТИЙ. УРОКИ ДОВЕРИЯ, ТВОРЧЕСТВА И ПОНИМАНИЯ
Дождливое утро, с порывами ветра. В Сланцах ветер своенравный, нервный, колючий, дерзкий. От реки, молодого леса по склонам терриконов. Гор
од умывался, подставлял спины улиц метлам дворникам, блестел лужами и редкими улыбками прохожих. Дверь в Библиотеку – навстречу тишине? Они уже здесь! Теплый ветер и шум голосов. Подростки 11-16 лет. Знайте, ровно 400 подростков, ярких, шумных, умных, невыносимо – прекрасных, явились за три дня давать свои уроки в Школе Детского Чтения (ШДЧ). Удивительно? Все хотят читать? И читают?
Урок первый. «Читать – это просто?». Финал «ШДЧ – 2024», уже прошло открытое голосование за короткий список книг на выбор 10 Лучших книг года. Устали? И вот…
Дискуссия подростков с детским библиотекарем, заявляющим, «со стороны большинства взрослых», что читать – простое и необходимое, обязательное занятие юного человека. «Досталось» библиотекарю, его восхищению, изумлению не было предела. Гадамер, всемирно известный ученый – философ, отдыхает! Сланцевские подростки его теорию о чтении и понимании текста, «разобрали» на цитаты. Разбушевавшиеся дети, азартно, с твердостью и волнением, отстояли свою позицию. Чтение – искусство погружения человека не только в мир – «символический, из букв» – туда нужно войти с личным опытом мира и языка, опытом интереса к себе и знанием себя. Ключ открытия любого произведения – собственная интеллектуальная и эмоциональная одаренность. Это только два, из десятка утверждений сланцевских «гадамеров». Откуда они это знают?
Урок второй. Чувство текста. Природный и, сформированный «гаджетами», инстинкт – интерес к чтению и созданию собственного текста. Мы с вами не предусмотрели, что это поколение подростков растет в иной, не только «человеческой», от человека – к человеку, среде общения. У них есть жажда к пониманию и жажда к созданию настоящего текста, образного, понятного, не только из буквенных символов, но и «на» графическом языке.
Совершенно осознанно, мучаясь, пугаясь, стесняясь, преодолевая себя, подростки приходили Библиотеку к прозаикам Еве Немеш и Анне Занадворовой, художнице Ольге Лаврентьевой, чтобы выдержать испытание. Драма и восторг, вдохновение и отчаяние. Желание услышать собственный голос преодолело все. Алгоритм преодоления: понять, что ты хочешь, пристально всмотреться в лица самых близких людей, понять природу собственного творчества и дерзко создавать новое, которого без тебя не было и не могло быть. Трехдневный диалог подростков в творческих мастерских «ШДЧ-2024» – урок открытия для взрослых ценности банального призыва: «не мешайте подростку творить свой мир заново». Не бойтесь подростковых фантазий и проектов, если живете желанием диалога с этим поколением.
Урок третий. Небо над Сланцами в ранних осенних сумерках, расцветало в лучах убегающего солнца. Верно, что погода в душе подростка одаривает красотой. Взгляд на мир меняется. Стоит поверить, что бушующая, энергия тела, души и духа подростка, влияет на мир. «ШДЧ-2024» , все три дня была наполнена исследованием, погружением, узнаванием мальчиками и девочками среды обитания, места их рождения и жизни. Сколько слов и линий в рассказах, рисунках, воспоминаниях. Они всматривались, вдумывались, переживая заново, привычные пейзажи своей жизни в городе. Вчитайтесь в строки Вари Б.,«возьмите уроки» – видеть подростка в городе. «В Лучках есть такое место, которое тебя завораживает и радует глаз. Это место -лесопарк. Лес-и-парк… Там стоят деревянные скульптуры, они хоть и старые, но из-за них хочется улыбаться! Я в этом парке чувствую ностальгию, это место связано с моим детством. Я в детстве гуляла там с сестрой, мамой, папой и собакой. Я когда-нибудь своих будущих детей тоже поведу туда»
