ВЫБОР ЛУЧШЕГО ЧТЕНИЯ. УМ И КРАСОТА ПОДРОСТКОВ.
Свершилось! Создан «короткий» список для выбора Лучших 10 книг 2024 года. Подростки читают книги, чтобы читать жизнь, создают свои тексты, чтобы заявить: «Нравится детям Ленинградской области» Такова реальность. Мы вольно или невольно, все, являемся учениками особой «школы» – школы детского чтения нашего мира.
СОПЕРЕЖИВАНИЕ, ИНТЕРЕС, ВООБРАЖЕНИЕ, РЕЧЬ.
Часы в труде и творчестве, тревоге, радости, страхе, восторге открытия самих себя и взрослых. Да здравствуют идеальные взрослые! Мастера и вдохновители для подростков: Анна Занадворова, прозаик, поэт, лингвист-исследователь, Ева Немеш, прозаик, поэт, Ольга Лаврентьева, художник.
Творческая мастерская Ольги Лаврентьевой «Мир обитания детей и взрослых». Исследовательская лаборатория Анны Занадворовой «Как разговаривают дети и родители. Самое интересное и неизвестное». Литературная студия Евы Немеш «Время историй о взрослых, детях и животных, которые еще не написаны».
«Белые, пустые листы бумаги. Ничего не было, пришли люди и сотворили…» Ольга Лаврентьева
СОТВОРЕНИЕ МИРА И ЧЕЛОВЕКА.
«Классы» ШДЧ – волнение и удивление тому, что «простое» слово и простой карандаш проявляют глубину, красоту, тревогу, гармонию – весь мир. И мир человека. Созерцание, проницание, понимание восторг и удивление, мышление словом и линиями. В Мастерской Ольги Лаврентьевой, Студии Евы Немеш, Лаборатории А. Занадворовой весь день люди от 10 до 15 испытывали себя. Создавали километры линий, тысячи слов, потоки чувств и мыслей, чтобы возникли «их» миры человека. Река и Храм, Школа и Мосты, Магазины и Парки. Библиотека и Главный перекресток, «откуда можно прийти, приехать во все стороны света города, огромного живого мира.
ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО СОЗДАНИЯ НОВОГО
ШДЧ- 2024: 400 детей, подростков и взрослых три дня создавали свои миры. Пересмотрели, перечитали, вспомнили героев и сюжеты более 100 книг из длинного списка номинантов на Знак «Нравится детям Ленинградской области». Открыли идеи для будущего чтения, испытали «на прочность» новые проекты издательств «Абрикобукс», «Белая ворона», «Нигма», «Пять четвертей», «Розовый жираф», «Самокат». Озарение будущими героями, их мирами, новыми жанрами. Новое чтение!
43 Лидера «ШДЧ – 2024» дали настоящие уроки поиска ответа на вопрос: «Читать- это просто?!». «Разбушевавшиеся» лидеры азартно, с твердостью и волнением, отстояли свою позицию. Чтение – искусство погружения человека не только в мир – «символический, из букв» – туда нужно войти с личным опытом мира и языка, опытом интереса к себе и знанием себя. Ключ открытия любого произведения – собственная интеллектуальная и эмоциональная одаренность.
Лень, а также сестра ее – скука и другие причины вдохновения
Вот и подошел к концу второй день «Школы детского чтения» в Сланцевской библиотеке. Это были очень насыщенные два дня – за это время у меня состоялось две встречи с читателями и два занятия в творческой лаборатории «Как разговаривают дети и родители. Самое интересное и неизвестное», Очень много впечатлений, которые еще предстоит осмыслить и упорядочить. А сейчас хочу поделиться интересным опытом.
На встрече с семиклассниками 13 ноября («Зачем героиня книги “Точки пересечения” ведет дневник и пишет свою книгу?») мы обсуждали девочку Дину из моей повести и историю, которую она придумывает. Я собиралась почитать отрывки и поговорить о творческом процессе, но во время чтения осознала, что мои слова как будто проходят сквозь них. Книга Дины для них слишком абстрактна, они не считывают заложенную в ней метафору. От этого ребятам скучно, книга кажется им слишком далекой от их жизни. Я поняла, что нужно что-то срочно менять и перевела разговор на них самих. Решила поговорить с ребятами о творческих импульсах. Я попросила их разделить лист пополам и написать на одной половине, что им помогает в любом виде творчества, вдохновляет, дает силы, а на другой половине – наоборот, что мешает. Результаты меня очень впечатлили.
Я решила повторить этот опрос и на занятиях в Лаборатории. Там времени у нас было больше, мы даже успели подробно обсудить и сравнить, наши рецепты создания вдохновения.
Что же важно? Мотивация, цель, желание увидеть конечный результат. Помогают на пути к достижению цели фантазия и воображение, а также знания и опыт. Двигает вперед нас интерес и любопытство. Но при этом очень важна поддержка родных и друзей, их одобрение. А еще нужна свобода, время, чтобы никто не мешал. Кому-то творческий импульс дают сильные чувства и эмоции. Настроиться на творчество помогает музыка, прогулки, чай или кофе. У кого-то лучше пишется ночью. А еще очень важно, что чужие книги стимулируют нас писать! То есть, писатель, должен читать! И этот вывод они сделали совершенно самостоятельно!
А еще оказалось, что одни и те же вещи могут нам и мешать, и помогать. Лень, названная абсолютным лидером среди помех для творчества, у кого-то попала в стимулы, а также сестра ее – скука. Скука и свободное время, которое надо чем-то заполнить, стимулирует нас творить! Интернет также кому-то помогает писать, но вдохновлять может и его отсутствие. Это дает необходимую «пустоту», которую мы заполняем творчеством. А еще мы сами – то помогаем себе, то мешаем!
Лишает творческих сил и плохое настроение, грусть, злость, внезапные дела, уроки, потому что не остается свободного времени, отсутствие идей.
А самое ценное во всей этой истории – это то, что ребята вообще задумались об этом вопросе. В их возрасте одна из самых главных задач, это понять себя. И, я надеюсь, что сегодня многие продвинулись на этом пути.
Первая в мире Кухня Рассказов? Ничего себе заявка! Да, именно так называлась моя мастерская в анонсе Школы Детского Чтения в Сланцах. Кстати, главная тема Школы была не менее интригующей: «Да здравствуют идеальные взрослые!» Здорово, правда? Между прочим, оказалось, что эти идеальные взрослые и правда существуют.
Итак, кухня. Нет, это была даже не кухня, а скорее увлекательное кулинарное шоу, в котором каждый мастер, получив набор продуктов (какую-то реальную историю или новость, связанную с животными), приступил к приготовлению своего блюда. Одни начали стремительно, будто заранее знали, что их ждёт, другие принимались за дело только после вдумчивого изучения ингредиентов. Ну а кто-то, ошеломлённый уверенностью коллег, растерянно смотрел по сторонам, но получив от шеф-повара щепотку приправы, всё же приступал к работе.
Итоговое меню первого дня оказалось разнообразным. В нём готовые рассказы для хрестоматии, ироничные зарисовки, внутренние монологи, наброски психологической драмы, истории преодоления. А второй день порадовал невероятными, без преувеличения живыми диалогами из жизни работников и обитателей зоопарка и запоминающимися заголовками. Вот такая кухня, такой кулинарно-литературный аттракцион! Всем участникам – огромное спасибо за вовлечённость, доверие и тёплые слова. Моё сердце навсегда с вами.
Про наш потрясающий трёхдневный ноябрьский марафон можно рассказывать бесконечно (ЛОДБ, конечно, может удивить, а главное – увлечь), но особо хочу отметить острое и очень болезненное обсуждение «Субтитров». Такой степени откровенности не припомню ни на одной встрече – каждому (!) участнику было что рассказать об издевательствах, травле и равнодушии. И, наверное, чтобы побыстрее забыть про зло и несправедливость, мы от души подурачились в перерыве: смешно позировали у книжных стеллажей, а в какой-то момент даже начали разминаться, попытавшись сделать «ласточку».
Но в Сланцах всё неспроста. На следующий день выяснилось, что ласточка (только та, которая птица J) – символ детской библиотеки. Вот так! Но об этом чуде – Сланцевской библиотеке чуть позже.
Школа детского чтения – 2024 в Сланцах – место и время для встреч и творческих экспериментов. Всего два дня на создание собственных историй было у участников мастерской комикса – очень мало, но в эти дни вместилось столько впечатлений и событий! В начале первого дня на столе лежали фломастеры, карандаши и самая обычная белая офисная бумага. Чистый лист, пустое пространство. Что будет дальше? Вскоре на бумаге появились записи, заметки, зарисовки персонажей – концепции будущих комиксов. Комикс никогда не появляется с первого кадра, сначала идея, замысел. И работа началась. Наблюдать рождение новых историй невероятно интересно. Это стихия и взрыв энергии, который со стороны может выглядеть по-разному: как буря или как тишина, ведь все участники очень разные. Рассказать свою историю – значит открыть себя окружающему миру, вступить с миром в диалог. Кому-то это даётся легко, кому-то сложнее. Создание комикса может быть чем-то глубоко личным, а может быть совместной работой. Кто-то выбирает писать и рисовать в одиночку, кто-то объединяется с друзьями в команду, где будут, например, сценарист и художник, или два сценариста и два художника.
Преподаватель может помочь, подсказать и направить, но все идеи принадлежат авторам. Что получится в итоге, всегда непредсказуемо, и для преподавателя, и даже для художников. Бывает, что в процессе работы сюжет меняется, вдруг поворачивает в другую сторону. Второй день работы над комиксами был чуть спокойнее, но, пожалуй, даже сложнее. После того как появился сюжет, персонажи и раскадровка, остаётся самое главное – успеть нарисовать сам комикс и обложку к нему.
Что получилось к концу второго дня? Выставка новых комиксов. Карандаши, маркеры, цвет и чёрно-белая гамма, истории о приключениях, о себе и окружающих, о вымышленных мирах и фантастических существах, о любви и о смелости.
Поздравляю участников мастерской комикса с успехом! Это было здорово! Спасибо вам за ваши потрясающие работы! До новых встреч в Сланцах.
