Три дня «Летних дней детской литературы в Вырице» – поток детей и взрослых, яркий, шумный, неожиданный. Писатели и поэты, художники, прохожие разного возраста, гости. Дети от младенцев, их пап, мам, до их бабушек и даже прадедушек. Всех объединяет текст природы человека, литературы, поэзии. Мы интересны, умны, красивы, когда открываем себя, понимаем и ценим другого и созидаем, творим мир вокруг.
Какой самый трудный жанр? Детектив? Фэнтези? Школьная повесть? Нет! Самый трудный – лирический рассказ о природе! В этом могли убедиться участники мастер-класса Станислава Востокова во второй из прекрасных «Летних дней в Вырице». Что вызывает скуку во время чтения? Что большинство детей пропускает, стремясь поскорее перейти от диалогов к действию? Описание природы! Но были писатели, которым удавалось писать о природе интересно и даже захватывающе! Например, замечательный Юрий Коваль. Почему бы не поучиться у него? Но для начала, освоив структуру рассказа, ребята попробовали силы в написании страшилок (тут особо хочется отметить рассказ литературной группы «Братья фуфелы» из Дружной горки о погоне на заброшенном стекольном заводе) и реалистичного рассказа (самой яркой вышла зарисовка Вероники Аврамовой о случайном нападении девочки с водяным пистолетом на учительницу). И только после этого ребята перешли к рассказу о природе. Как описать вид из окна интересно для читателя, если за окном серый бетонный забор и заброшенная коробка недостроенного здания? Надо придумать необычное сравнение, как это делал Юрий Коваль! Например, сравнить заборные плиты с плитками шоколада, а «заброшку» с русской печью! Тогда рассказ сразу оживёт, и читатель увидит привычный, скучный пейзаж в новом, почти сказочном виде! И рассказы «ожили» почти у всех ребят, взявшихся за это трудное дело, а главное, они увидели и убедились, что даже в самых привычных и скучных вещах можно увидеть что-то красивое и даже волшебное!
руководитель литературной мастерской на Закрытой летней школе детской литературы Станислав Востоков
Что мы делали на занятии с детьми? Придумывали фантастические истории.
Мы кратко, но прошли по основным этапам создания истории – из чего возникает сюжет, чем дышит, о чем мечтает, на что надеется герой, как он выглядит и как его характер отражается на его внешности.Мы говорили о внешних и внутренних обстоятельствах, который определяют героя, о том, как постепенно, шаг за шагом, создается история – как цепь последовательных выборов автора. Как писатель отвечает на свои собственные вопросы – по каким правилам существует твой мир, каковы движущие мотивы твоей истории, чего твой герой хочет и чего боится – ведь именно столкновение наших желаний и реальности и создает тот самый рисунок сюжета, за которым следит читатель.
На примерах авторской короткометражной анимации мы наблюдали, как строится и развивается конфликт, как экономно используют сценаристы время и как эффективно они работают с выразительными средствами, чтобы передать все оттенки характеров.
А потом обсуждали, как же можно перевести язык анимации на язык литературы.
И, конечно же, кроме теории, была и практика. Опираясь на опыт Джанни Родари, описанный им в книге «Грамматика фантазии», мы работали с несколькими литературными приёмами, которые помогают создавать удивительные миры. Мы использовали принцип «что, если?», использовали методы фантастического вычитания – когда из привычного нам мира либо убирается что-то очень нужное (огурцы или сила трения», и метод прибавления, когда, наоборот, в нашей реальности появляется нечто необычайное, что резко меняет жизнь героев.
Также мы активно обсуждали метод преобразования сказок, когда автор использует архетипичную историю, но меняет в ней или героя, или его атрибут, или локации. Так у нас появился Колобок на Луне и история о благородной лисе, спасающей лесных зверей от ожившего теста. Так у нас родились рассказы о призраке с фотографии, который сумел стать живым, о мальчике Остетре и мухе в модных ботинках.
Фантазия была ключом и главное, что унесли дети с собой с мастерской – это особый взгляд на мир, которые теперь научен извлекать истории из всего, что только подвернется.
Теперь у них есть волшебство – их собственное волшебство, которое никому не отнять.
руководитель литературной мастерской на Закрытой летней школе детской литературы
Я также жаждала увидеться, познакомиться с детскими писателями и поэтами, а ещё попасть на встречу с Екатериной Мурашовой – возрастным и семейным психологом.
О чëм говорить с психологом?
Конечно об архитектуре!
О том, что “три клеточки вправо и 2 вниз” – это фундамент, это тëплый и уютный подвал, это основа личности, потому что сперва ребëнка необходимо научить
” обуздывать себя,
делать то, что не интересно,
то, чего ты боишься,
то, чего не хочешь и потом…
Ты готов к полëту) если захочешь лететь”Беседа о воспитании и взращивании детей, для того, чтобы мы, родители (а также учителя, библиотекари…), задумались.
Благодарю! Задумалась.
А ещё НЕТ!
” Деточке не нужно всегда делать интересно “
Учитель не обязан непрестанно заинтересовывать и увлекать (а ведь так хотелось))
“Когда тебя всё время выслушивают, когда сладко и понимающе – это не приводит к развитию! “Худшая поддержка детей – “ты молодец, у тебя всё получится”, потому что получается не всё и ребëнок начинает подозревать, что не всегда он молодец.
И делает вывод: взрослые врут!
И возникает вопрос: а где ещё они врут?И последний из тезисов нашей беседы:
“Подростки гораздо больше нуждаются в качественном общении, чем маленькие дети”