«Россия – Казахстан. Открытое чтение. Без границ»: итоги проекта - Ленинградская областная детская библиотека

ВРЕМЯ ХОРОШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ. КОГДА ОНО НАСТУПАЕТ?

Проект «РОССИЯ – КАЗАХСТАН. ОТКРЫТОЕ ЧТЕНИЕ. БЕЗ ГРАНИЦ» на данном этапе получил мощный ресурс развития: поддержка и требовательность, радость и желание читать у подростков – участников проекта с казахстанской и российской сторон. Подростки предложили свои способы открытия книг: интерес к себе рядом с книгой, радость и успех в творчестве самопознания, принятие другого, «путешествие» по незнакомым мирам, энергия узнавания себя.

Библиотекари заново открывали себя, как читателей, заражаясь азартом и страстью детей , их способностью погружения в новейшие страницы и книги незнакомых авторов.   Дети и взрослые, учителя и библиотекари наслаждались свободой выбора чтения, который предлагала игра ХОРОШЕЕ ВРЕМЯ, придуманная в ЛОДБ для того, чтобы человек, ищущий книгу, чувствовал достоинство собственного радостного движения в потоке книг. Дети очень изобретательны в достижении нужной им книги, они моментально передают друг другу отношение к книге, умножая идеи и желания открытий. Где бы не находилась книга, она достижима для мысли и чувств подростка.

Однако, события, стремительные и прекрасные вокруг детской книги обнаружили негативный парадокс: желание подростков читать и неумение взрослых создать условия для их чтения. В открытом пространстве информации, во множестве источников для поиска хорошей детской книги мало целеустремленных взрослых, с ответственной позицией. Хорошо, что появилась возможность внутри событий проекта и детям, и взрослым, испытать себя пониманием, что недоступность лучшей мировой и национальной литературы унижает подростка, лишает его культурной идентичности.

Современное детское сообщество развивается в культурном диалоге. Вот почему наш проект открыл феномен детского вопроса писателю. За время дней российской детской книги, с 22- по 26 декабря, вопрос писателю возникал, как послание, как желание диалога. Более 400 детей и подростков от 8 до 15 лет создавали вокруг вопросов своих сверстников такую напряженную атмосферу ожидания ответа от писателя Л.Романовской, что каждый вопрос не «умирал» с ответом, а рождал глубокие размышления и создавал удивительную атмосферу поддержки друг друга, интереса к другому. «Как Вы относитесь к критике своих произведений?», «Какими чертами должен обладать писатель?», «Что делать, если есть в голове «картинка», а описать не можешь?», «Используете ли Вы свои черты в ваших героях?», «Не хотелось ли Вам переписать свои книги заново?», «Что делать, если пишешь свой текст и понимаешь, что он похож на чужой?», «Что Вы чувствуете, когда заканчиваете книгу?»

Замечательно, что в наших диалогах с детьми в Шемонаихе, Прапорщиково, Усть-Каменогорске и Подгорном утолялась жажда подростков к поиску ответов на собственные вопросы. Вдохновлял выбор собеседника: писатель Л.Романовская, книги издательств «Самокат», «Розовый жираф», «Поляндрия», «Белая ворона», «КомпасГИД», «Речь», детский библиотекарь Л.Степанова, школьный друзья.

Дети, русские и казахские, в своих читательских стратегиях опережают взрослых, сознают зону отчуждения, которая возникает из-за неспособности взрослых создавать пространство свободного чтения, доверяя детям.

Партнеры проекта, Восточно-Казахстанская областная библиотека имени А.С.Пушкина, Ленинградская областная детская библиотека, определили основное направление совместного развития проекта — утверждение ценности детского чтения и детской книги для сознания подростками связи с отечеством. Книга в руках – поддержка чувства собственной непрерывности и одно из условий для успеха социализации в полиэтнической республике Казахстан.

Координаторы проекта: Степанова Л.В., Шагиева Б.Ж.

 

29.12.2017

Контакты

«Россия – Казахстан. Открытое чтение. Без границ»: итоги проекта

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.